Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Между утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и проектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго поколения) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду определяющих сущность стандарта второго поколения.Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт. Соответственно изменились компоненты стандарта. Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Недаром стандарты тогда мы нередко называли стандартами содержания образования.Стандарт – не только совокупность доктринальных положений и требований, но и гарантированный набор возможностей, которые образовательная система обязана предоставить всем контингентам детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет.Набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования.Стандарт – это то, что система обязана обеспечить, предоставить. В том числе «стандартная» обязанность школы – чтобы ученикам хотелось в ней учиться.Стандарт в образовании – гарантия конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.Стандарт обозначает, что «хуже нельзя». Придя в любое российское образовательное учреждение, каждый гражданин должен быть уверен, во-первых, в том, что здесь будет предоставлен определенный, известный ему и устраивающий его уровень условий (возможностей) – от автобуса, гардероба, столовой и туалета до компьютеров и высокопрофессионального преподавателя по каждому предмету, и во-вторых, в том, что он, действительно, получит это.Стандарт – это система гарантий работнику сферы образования. Гарантия права на труд. Гарантия хороших, удовлетворяющих его, позволяющих ему самореализоваться, качественно и результативно трудиться условий труда. Понимание стандарта как системы гарантий предопределяет необходимость включения в его структуру требований к условиям осуществления образовательного процесса.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Фундаментальное ядро общего образования разработано по русскому и иностранным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математике, физике, химии и биологии.СТРУКТУРА компонентов государственных стандартов общего образования:
Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с операциональными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.Требования к структуре основных образовательных программ: Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
Государство принимает на себя гарантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Вовлекается государство в этот процесс не только через Министерство образования и науки, но и через Министерство финансов, Министерство экономики, многие другие структуры. Образование на деле становится общегосударственным делом.Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ -2021
ФГОС- это федаральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России.Считается, что оно обеспечивает комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город. ФГОС также обеспечивает приемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. ФГОС определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Основные изменени, внесенные в проекты современных ФГОС:
-четко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями;
-сделан акцент на развитие метапредметных и личностных УУД;
-подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обрадать ученик в рамках дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи);
- расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.);
-зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.);
- строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения;
-учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте учтено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения:
Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 года.
В целях качественнго введения обновленных ФГОС педагоги МБОУ Юловская СОШ №6 прошли обучение по данному вопросу.