ПРОЕКТ Методические рекомендации по организации логопедической помощи в системе образования Ростовской области I. Общие положения 1.1. Настоящие методические рекомендации по организации логопедической помощи в системе образования Ростовской области разработаны в целях реализации права на получение образования обучающимися и воспитанниками, имеющими нарушения речи, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, нуждающимися в коррекции недостатков устной и письменной речи. 1.2. Логопедическая помощь является неотъемлемой частью системы комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, имеющим нарушения речи и испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 1.3. Логопедическая помощь в системе образования может быть организована: 1.3.1. в образовательных организациях; 1.3.2. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 1.4. Основные задачи системы оказания логопедической помощи: 1.4.1. Своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их логопедического обследования с целью определения на основе результатов диагностики содержания логопедической помощи. 1.4.2. Осуществление квалифицированной коррекции и профилактики нарушений речевого развития детей. 1.4.3. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями, структурой нарушения речевого развития и степенью его выраженности. 1.4.4. Участие в создании условий, способствующих освоению детьми с нарушениями речи основной образовательной программы и (или) адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, начального общего образования. 1.4.5. Осуществление информационно-просветительской, консультативной и методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи. 1.5. Применение данных методических рекомендаций распространяется: - на обучающихся, воспитанников, имеющих нарушения речи, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; - на образовательные организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность; - на педагогических работников образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляющих обучение и воспитание детей с нарушениями речи; - на родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, имеющих нарушения речи, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ. II. Организация логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях
2.1. Логопедическая помощь в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) организуется для детей с нарушениями речи в рамках реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования (программы коррекционной работы), адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся инклюзивно. 2.2. Логопедическая помощь может быть организована: в группах компенсирующей направленности; в группах комбинированной направленности совместно с другими детьми (инклюзивное образование); в группах общеразвивающей направленности на групповых и индивидуальных логопедических занятиях. 2.3. Организация логопедической помощи осуществляется в соответствии с Уставом и образовательной программой ДОО. 2.4. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи может осуществляться по адаптированным основным образовательным программам для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи или по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Во втором случае в образовательную программу ДОО включается характеристика контингента детей с нарушениями речи, содержание коррекционной (логопедической) работы, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, формы проведения коррекционной (логопедической) работы и результативность в соответствии с рекомендациями адаптированной основной общеобразовательной программы. 2.5. Коррекционная (логопедическая) работа с детьми с нарушениями речи в группах комбинированной и (или) компенсирующей (инклюзивное образование) направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. 2.6. Основанием для приема детей в группы компенсирующей и (или) комбинированной направленности являются: - рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии по организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с нарушениями речи, - заявление родителей (законных представителей) о зачислении ребёнка в группу компенсирующей либо комбинированной направленности. 2.7. Предельная наполняемость групп компенсирующей и комбинированной направленности определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 2.8. Для реализации образовательной программы в части программы коррекционной (логопедической) работы в группах компенсирующей, комбинированной направленности привлекаются учителя-логопеды. Рекомендованное количество учителей-логопедов в расчете на одну группу (в обоих случаях) составляет одну ставку. 2.9. При отсутствии в ДОО групп компенсирующей и (или) комбинированной направленности логопедическая помощь детям с нарушениями речи предусматривается в соответствии с программой коррекционной работы образовательной программы ДОО. Для реализации образовательной программы – программы коррекционной (логопедической) работы в ДОО создаются необходимые кадровые условия. При наличии 25 детей с нарушениями речи в возрасте от 4 лет до 7 лет (в сельской местности – 20 детей с нарушениями речи) вводится ставка по должности «учитель-логопед». При наличии в группах общеразвивающей направленности 12 детей с тяжелыми нарушениями речи (детей с ограниченными возможностями здоровья) вводится ставка по должности «учитель-логопед». 2.10. Организация логопедической помощи осуществляется на основании результатов диагностики речевого развития воспитанников. Выявление детей с нарушениями речи для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября. Все воспитанники с выявленными нарушениями речи регистрируются в документации учителя-логопеда для последующей организации логопедической помощи в зависимости от структуры речевого дефекта. Зачисление воспитанников с нарушениями речи на логопедические занятия осуществляется на основании результатов диагностики учителя-логопеда, утверждается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума ДОО и отражается в соответствующей документации ДОО. В первую очередь на логопедические занятия зачисляются воспитанники старшей и подготовительной групп. Зачисление воспитанников с нарушениями речи производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. 2.11. Основными формами организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. 2.12. Для проведения групповой логопедической работы группы (подгруппы) комплектуются на основании проведенной диагностики с учетом однородности структуры речевого дефекта. Допускается комплектование групп для проведения коррекционной (логопедической) работы из воспитанников разных групп. Рекомендуемая наполняемость групп представлена в Приложении №1. 2.13. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР I - II уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей их целесообразно включать в состав соответствующих групп. 2.14. Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 2.15. Учитель-логопед ДОО ведет документацию в соответствии с перечнем (Приложение №2). III. Организация логопедической помощи в общеобразовательных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность 3.1. Логопедическая помощь для детей с нарушениями речи в общеобразовательных организациях организуется в рамках реализации основных общеобразовательных программ начального общего образования (программы коррекционной работы), адаптированных основных образовательных программ начального общего образования. 3.2. Логопедическая помощь организуется для детей с нарушениями речи, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ начального общего образования, в том числе обучающихся инклюзивно в общеобразовательной организации. 3.3. Организация логопедической помощи осуществляется в соответствии с Уставом и образовательной программой общеобразовательной организации 3.4. Для реализации образовательной программы – программы коррекционной (логопедической) работы в общеобразовательной организации создаются необходимые кадровые условия. При наличии 25 детей с нарушениями речи (в сельской местности – 20 детей с нарушениями речи) в штатное расписание общеобразовательной организации вводится ставка по должности «учитель-логопед». 3.5. Выявление детей с нарушениями речи для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября. Все обучающиеся с выявленными нарушениями речи регистрируются в документации учителя-логопеда для последующей организации логопедической помощи в зависимости от структуры речевого дефекта. 3.6. На логопедические занятия зачисляются обучающиеся по результатам логопедической диагностики, нарушения речи которых препятствуют успешному освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. Прием на логопедические занятия осуществляется в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Отчисление обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них нарушений в развитии речи. 3.7. Основными формами организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. 3.8. Для проведения групповой коррекционной (логопедической) работы группы (подгруппы) комплектуются на основании проведенной диагностики с учетом однородности структуры речевого дефекта. Допускается комплектование групп для проведения коррекционной работы из обучающихся разных классов. Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно. Рекомендуемая наполняемость групп (подгрупп) обучающихся с нарушениями речи указана в Приложении №3. 3.9. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР II уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей их целесообразно включать в состав соответствующих групп. 3.10. Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 3.11. Логопедическая помощь является компонентом системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся общеобразовательной организации, регулируется психолого-медико-педагогическим консилиумом общеобразовательной организации. 3.14. Учитель-логопед общеобразовательной организации ведет документацию в соответствии с перечнем (Приложение № 4). 3.15. Логопедическая помощь детям с нарушениями речи в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организуется аналогично п.п. 3.2 - 3.14 настоящих методических рекомендаций. IV. Кадровые, материально-технические условия организации логопедической помощи 4.1. На должность учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или прошедшие профессиональную переподготовку по программе «Логопедия» (на базе высшего образования). 4.2. Норма часов педагогической работы учителя-логопеда на одну ставку установлена в астрономических часах и составляет 20 часов в неделю. Из общего количества часов по согласованию с руководителем образовательной организации возможно выделение 1 - 2 часов на консультативную работу. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных организаций и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками учителей-логопедов, являются для них рабочим временем. В каникулярный период учитель-логопед осуществляет педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы). 4.3. Оплата труда учителей-логопедов осуществляется в соответствии с действующим Положением об оплате труда педагогических работников. На учителей-логопедов распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством. Продолжительность отпуска учителя-логопеда определяется в соответствии с трудовым законодательством. 4.4. Для организации логопедической помощи оборудуется логопедический кабинет. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, санитарное содержание и ремонт помещения возлагается на администрацию образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приложение №1 Рекомендуемая наполняемость группы (подгруппы) воспитанников с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации (в скобках указано количество детей в дошкольных общеобразовательных организациях, находящихся в сельской местности): · с общим недоразвитием речи (ОНР II- III уровня) - 4 – 5 детей (3 – 4 ребенка); · с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) - 5 – 6 детей (4- 5 детей); · с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи - 5 - 6 детей (4 – 5 детей); · с недостатками произношения – 6-7 детей (4 -5 детей); · заикающиеся – 4 -5 детей (3-4 ребенка). Приложение № 2 Перечень документации учителя-логопеда дошкольной образовательной организации Документация учителя-логопеда групп компенсирующей и комбинированной направленности: · положение о группе компенсирующей и (или) комбинированной направленности; · должностная инструкция учителя-логопеда; · приказ о зачислении воспитанников группу компенсирующей (комбинированной) направленности · график работы учителя-логопеда; · циклограмма работы учителя-логопеда; · годовой план учителя-логопеда; · рабочая программа, календарно–тематическое планирование индивидуальных, групповых (подгрупповых) занятий с воспитанниками; · мониторинг коррекционной (логопедической) работы; · речевые карты на каждого воспитанника; · журнал учета посещаемости логопедических занятий; · журнал консультаций педагогов и родителей; · журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями; · годовой отчет об эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи; · паспорт логопедического кабинета; · портфолио учителя-логопеда Документация учителя-логопеда групп общеразвивающей направленности: · положение об организации работы учителя-логопеда в ДОО; · должностная инструкция учителя-логопеда; · приказ о зачислении воспитанников групп общеразвивающей направленности на логопедические занятия; · заключение ПМПк ДОО на каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия; · график работы учителя-логопеда; · циклограмма работы учителя-логопеда; · годовой план работы учителя-логопеда; · журнал обследования речи детей ДОО; · список детей старших и подготовительных групп, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; · речевые карты на каждого воспитанника; · мониторинг коррекционной (логопедической) работы; · рабочая программа, календарно–тематическое планирование индивидуальных, групповых (подгрупповых) занятий с воспитанниками; · журнал учета посещаемости логопедических занятий; · журнал консультаций педагогов и родителей; · журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями;
· тетради индивидуальной коррекционной работы с детьми; · годовой отчет об эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи; · паспорт логопедического кабинета; · портфолио учителя-логопеда. Приложение № 3 Рекомендуемая наполняемость групп (подгрупп) обучающихся с нарушениями речи в общеобразовательных организациях (организациях, осуществляющих образовательную деятельность) (в скобках указано количество детей в сельской местности): · с общим недоразвитием речи (ОНР II- III уровня) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им, - 4 - 5детей (3 – 4 ребенка); · с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им, - 5 – 6 детей (4- 5 детей); · с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им, - 5 - 6 детей (4 – 5 детей); · с недостатками произношения – 6-7 детей (4 -5 детей); · заикающиеся – 4 -5 детей (3-4 ребенка). Приложение № 4 Перечень документации учителя-логопеда общеобразовательной организации (организации, осуществляющей образовательную деятельность) · положение об организации логопедической помощи; · должностная инструкция учителя–логопеда; · приказ о зачислении обучающихся на логопедические занятия; · циклограмма работы учителя–логопеда; · график работы учителя–логопеда; · годовой план работы учителя–логопеда; · речевая карта на каждого обучающегося; · рабочая программа, календарно–тематическое планирование индивидуальных, групповых (подгрупповых) занятий с обучающимися; · мониторинг коррекционной (логопедической) работы; · журнал учета посещаемости логопедических занятий; · тетради индивидуальной коррекционной работы с детьми; · тетради взаимосвязи с педагогами, родителями; · журнал консультаций родителей (законных представителей) обучающихся; · годовой отчет об эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.