Военно – патриотический клуб «Витязь» МБОУ Юловская СОШ№6 Дата основания клуба декабрь 2013
Образовательная программа Пояснительная записка. Военно-патриотический клуб включает в себя начальную военную, военно-техническую и морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должно лежать принцип единства всех его составных частей. Такой подход к данному направлению работы позволяет полно сформировать качества, умения, навыки, необходимые будущему защитнику Отечества. Программа центра рассчитана на военно-спортивную и патриотическую работу с учащимися 11-18 лет. Место проведения школьный стадион, спортивный зал, строевая площадка, спортивный городок, кабинет ОВС и на пересечённой местности в окрестностях посёлка. Занятия рассчитаны один раз в неделю по два часа с каждой группой в течение восьми месяцев (октябрь-май), Переход учащихся из младшей группы в старшую осуществляется при полном освоении программы младшей группы. Цели и задачи программы: 1. Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, уважения к истории страны, края. 2. Осознание учащимися своего долга по защите России. 3. Морально-психологическая подготовка к службе в Вооружённых силах РФ: · воспитывать ответственность за порученное дело; · стойко переносить трудности и лишения; · подчиняться законам и приказам; · быть контактным, уметь строить взаимоотношения с другими людьми; 4. Физическая подготовка к службе: · выработка необходимых физических качеств, выполнение нормативов физической подготовки молодого солдата; · приобретение умений и навыков в преодолении препятствий природного и специального характера; · приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек; 5. Интеллектуальная подготовка к службе в армии: · изучение истории Вооружённых сил России; · получение знаний о различных видах вооружения и боевой технике; · знакомство с важнейшими положениями воинских уставов. 6. Выработка специальных навыков по: · строевой и огневой подготовкам; · защита от оружия массового поражения; · действия на поле боя; · рукопашному бою. Особенности программы: Занятия проводятся комплексно - изучается материал сразу нескольких разделов. Военно-патриотические темы обсуждаются учащимися разных возрастных групп. Данная программа предусматривает проведение районных семинаров и инстукторско - методических занятий для преподавателей-организаторов ОБЖ района для обобщения опыта по следующим темам: Тема семинара. Выживание в природных условиях. Организация туристических походов, подготовка к походу. Проведение поисково-спасательных работ с использованием туристического снаряжения, прохождение туристической полосы. Тема семинара. Роль школьного музея боевой и трудовой славы в организации героико-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся учреждения. Инструкторско-методическое занятие по теме: Строевая подготовка. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание воинского приветствия на месте и в движении. Инструкторско-методическое занятие по теме: Огневая подготовка. Автомат Калашникова, назначение основные тактио-технические характеристики автомата. Основные части и их предназначения. Порядок выполнения неполной разборки и сборки автомата. Основные причины задержки при стрельбе и способы их устранения. Оценка эффективности программы:. Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности учащихся проводятся зачёты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов на звания «Меткий стрелок», «Инструктор военного дела», «Краповый берет». Достижения учащихся отмечаются вручением удостоверений и освещаются в стенной печати. Из числа наиболее подготовленных юноармейцев формируются команды для участия в районных и краевых соревнованиях военно-спортивного характера. Достаточно подготовленные воспитанники в качестве инструкторов проводят подготовку команд классов для участия в школьных соревнованиях. Этапы реализации программы: 1этап- подготовительный – знакомство учащихся с особенностями программы и ее содержанием. 2 этап – основной – выработка умений и специальных навыков, предусмотренных программой. 3 этап – подведение итогов; · подготовка и сдача нормативов, участие в показательных выступлениях; · оценка результативности программы по итогам учащихся в школьных, районных и краевых соревнованиях. Материально-методическое оснащение программы Материально–техническая база · видеофильмы: «Оружие Калашникова», « Ракетные войска стратегического назначения», « Мины ВС РФ», « Вооружение Российской армии»; · комплекты плакатов: «Строевая подготовка», «Тактическая подготовка», «Проведение аварийно - спасательных работ в зоне бедствий», «Гражданская оборона»; · противогазы ГП – 5, , сапёрные лопаты; · полоса препятствий, спортивный городок, строевая площадка, переносной стрелковый тир, спортивный зал. Учебно – методическая литература: 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». 2. «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы», 2011. 3. Журнал «Основы безопасности жизни»,2000-2011. 4. Наставление по стрелковому делу 1987. 5. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ 2005. 6. Кур стрельб ( КС-2003). 7. Журнал «Военные знания», 2000-2011. 8. Электронные пособия по ОБЖ, Истриии.
Учебно – тематическое планирование младшая группа
№ п/п | Разделы и темы занятий | Количество часов | Формы работы | Формы контроля |
всего | теория | практика |
1. | Физическая подготовка | 5 | 1 | 4 | | |
| Теория и методика наращивание силы Теория и методика развития выносливости Теория и методика рукопашного боя | | | | Тренировочные занятия. Соревнования. | Сдача зачётов. |
2. | Строевая подготовка | 15 | 3 | 12 | | |
| Элементы строя, виды строя Индивидуальная строевая подготовка Строевая подготовка в составе отделения Строевые приёмы с оружием | | | | Выполнение движений в строю Занятия в группах. | Зачёт и соревнования. |
3. | Выживание в природных условиях | 14 | 3 | 11 | | |
| Ориентирование на местности Добывание огня и разведение костра Строительство временных укрытий Добывание пищи в лесу Организация туристических походов, туртехника | | | | Выходы на местность. Создание экстремальных условий | Туристический поход |
5. | Уставы Вооружённых сил РФ | 4 | 3 | 1 | | |
| Общевоинские уставы Боевой устав мотострелковых войск | | | | Разбор ситуаций армейской жизни | Тестирование военно-спортивная игра |
6. | История Вооружённых сил РФ | 5 | 5 | - | | |
| Куликовская битва Походы А.В Суворова Отечественная война1812 года Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | | | | Лекции Сообщения учащихся | Собеседование |
7. | Защита от оружия массового поражения | 4 | 1 | 3 | | |
| Фильтрующий противогаз | | | | Практическая отработка | Зачёты Соревнования |
8. | Вооружение Российских ВС | 5 | 5 | - | | |
| Сухопутные войска Военно-морской флот Военно-воздушные силы | | | | Просмотр и анализ видеофильмов Плакатов Доклады учащихся | Собеседование Викторина |
9. | Тактическая подготовка | 9 | 3 | 6 | | |
| Действия солдата на поле боя Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин | | | | Обыгрывание ситуаций на местности | Военно-спортивная игра |
10. | Проведение соревнований, игр и конкурсов | 7 | - | 7 | | |
| Соревнования по стрельбе Военизированная эстафета Конкурс «Вперёд мальчишки» Сдача нормативов на звания «Краповый берет» | | | | | |
| Всего | 68 | 24 | 44 | | |
Содержание программы. Физическая подготовка. Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями. Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах. С отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на длинные и средние дистанции марш-броски на 3-6 км. Теория и методика рукопашного боя, защита от ударов рукой, ногой, палкой, штыком, ножом. Строевая подготовка. Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него, отдание воинской приветствия на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание воинского приветствие командиру, исполнение строевой песни. Уставы Вооруженных сил РФ Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав мотострелковых войск, действия солдат и подразделений в бою. История Вооруженных сил России Куликовская битва: условия, ход, примеры мужества и воинской доблести, значение. Битва на Чудском озере: причины, ход, примеры героизма. Походы А.В. Суворова: личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед и поражений. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, роль М.И. Кутузова и народа. Первая мировая война: причины, ход, участие России. Вторая мировая война: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение. Защита от оружия массового поражения Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение. Вооружение Российских Вооружённых сил Сухопутные войска. Военно-морской флот. Военно-воздушные силы. Тактическая подготовка Действия солдата в бою: способность передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные и противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение. Выживание в природных условиях Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивуака. Изучение туристического снаряжения, узлов, страховочных систем, способы наведения переправы. Прохождение короткой и тактико-технической дистанции . Поисково-спасательные работы. Организация занятий, формы и методы работы Каждое занятие состоит из следующих частей: 1. Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема занятий. 2. Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приёмов. 3. Изучение нового материала (теория и практика). 4. Общефизическая разминка. 5. Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по групповой системе (переходя с одного рабочего места на другое). 6. Подведение итогов, дежурство. При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью применяются: видеофильмы, плакаты, учебное оружие и снаряжение, макеты вооружения, личный показ преподавателя.