Информация о проведении с мая по июнь 2017 года мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию русского языка как государственного языка Российской Федерации и приуроченных к празднованию Дня русского языка
Муниципальное образование | Наименование мероприятия (с обязательным приложением копии программы мероприятия) | Сроки прове дения, в том числе плани руе мые сроки | Место проведения | Категория участ ников | Кол-во участ ников (чел.) | Организатор мероприятия | Исходящие данные нормативного правового акта, в соответствии с которым проводилось мероприятие | Информация о размещении в СМИ (с приложением копии публикации либо с указанием источника, включая фоторепор таж) |
МБОУ ЮСОШ №6 | Конкурс знатоков русского языка «РУССКИЙ ЯЗЫК – НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ» | 18 мая | МБОУ ЮСОШ №6 | 1-11 класс | 157 | Рыбальченко В.В. рук. МО | Приказ от 17.05.2017 №165 «О проведении мероприятий направленных на поддержку и популяризацию русского языка как государственного языка Российской Федерации и приуроченных к празднованию Дня русского языка» | |
| Классный час «День славянской письменности» | 24 мая | | 1-11 класс | 157 | Стародубцева Н.Г.- зам.директо ра по ВР | | |
| Выставка книг: «Язык- народное богатство» | 22 мая | | 1-11 класс | 157 | Горбанева Е.А. –библиотекарь школы | | |
| Викторина «Устаревшие слова» | 7 июня | | 1-4 класс | 30 | Рыбальченко В.В.- рук. МО, Горбанева Е.А. – начальник лагеря | | |
| Конкурс стихов «Великое русское слово» | 13 июня | | 1-4 класс | 30 | Рыбальченко В.В. рук. МО, Горбанева Е.А. – начальник лагеря | | |
| Устный журнал «Откуда пришла азбука» | 15 июня | | 1-4 класс | 30 | Горбанева Е.А. начальник лагеря | | |
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов: «Знатоки русского языка». Автор: Рыбальченко Виктория Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Юловская СОШ №6, Целинского района, Ростовскойобласти.
Описание материала: предлагаю конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Знатоки русского языка». Надеюсь, материал будет полезен учителям-предметникам, работающим в 5-6 классах. В ходе мероприятия в игровой форме повторяются отдельные изученные темы, развивается словесно-логическое мышление учащихся, быстрота реакции, умения действовать в условиях соревнования. Цель: развивать словесно-логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать в группе; воспитывать любовь и уважение к родному языку. Подготовка к конкурсу: -наглядное оборудование (свиток, изображение дворца, эпиграф на ватмане, корона, таблички с номерами команд, жетоны, карточки с заданиями); -подготовить ученика для роли короля Русского языка; -за неделю до конкурса вывешивается объявление о его проведении со списком рекомендуемой литературы: Л. Успенский- «Слово о словах», Э. Вартаньян – «Из жизни слов», «Путешествие в слово», Н. М. Шанский – «В мире слов». Ход конкурса
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. К.Г. Паустовский Учащиеся 5-6 классов разделены на шесть команд (примерно). Каждая команда занимает отдельный стол. Учитель объявляет начало конкурса, представляет жюри, объясняет систему оценивания (за правильный ответ команда получает жетон, за дополнения к ответам соперников – полжетона; победит та команда, у которой к концу игры окажется больше жетонов). Входит король Русский Язык: - Добрый день, дорогие друзья! Я рад приветствовать вас в своём королевстве. Вы, наверное, знаете, что русский язык относится к мировым языкам. Попробуйте ответить, за какие достоинства я удостоен такого титула? (Учащиеся отвечают.) - Умницы! Как приятно, что вы так много знаете обо мне! Этот старинный свиток (показывает) мне достался от моих предков, на нём записаны достоинства великого русского языка. (Читает: «Красота. Богатство. Выразительность. Мудрость. Точность. Яркость».) Вот я какой! И я очень хочу, чтобы вы почувствовали, что «с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». У меня есть слова – словно раны, и слова – словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести! Словом можно предать, и продать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить! Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, верности, свобода и честь! Повторять их не смею на каждом шагу, - Как заветы для вас, их в душе берегу! (Вадим Шефнер) Вот этот подарок я хочу вручить вам, чтобы вы берегли и преумножали все мои богатства. Самых лучших знатоков русского языка я приглашаю к себе во дворец. Кто же окажется самым лучшим, покажет конкурс. Учитель предлагает королю принять участие в конкурсе, включает его в одну из команд и начинает соревнование. ЗАДАНИЕ 1 Используя возможности русского языка и изображение дворца, составьте небольшой текст (4-5 предложений), который начинается словами «Великий король Русский Язык жил…» (Жюри учитывает быстроту, оригинальность, красоту исполнения.) (Выполнив задание, дети зачитываю свои тексты.) ЗАДАНИЕ 2 Учитель: - Ребята, давайте вспомним, что изучает этимология. (Ответы детей) Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как «гудильник» (будильник), «строганок» (рубанок), «копатка» (лопатка), «колоток» (молоток), «мазелин» (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для самого раннего детства. Попробуйте догадаться, что означают следующие детские слова. Ваш «перевод» запишите рядом с «оригиналом». Карточка с заданием: Тушенники - Журчей - Рукти - Рыжка - Красняк – Ответы: …Раз они пожарные, они должны делать пожар, а тушить пожар должны тушенники! … Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит. … Почему ты говоришь «ногти»? Ногти у нас на ногах, а которые на руках – это рукти. … Почему белку зовём белкой? Давай перезовём её рыжкой! … Это не синяк, а красняк. ЗАДАНИЕ 3 ИГРА «МАГАЗИН» Учитель: - А теперь подошло время подкрепиться! У каждой команды есть корзиночка для продуктов. Сейчас вы отправитесь в магазин и купите там продукты, названия которых – имена существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе (и те, и другие можно «покупать»). Как будете покупать? Записываете на отдельном листочке название продукта и кладёте в корзинку. У кого в корзинке окажется больше правильных ответов, тот и победит. Но имейте в виду: ходить по магазину можно только две минуты! Начали! (Через две минуты учитель забирает корзинки и отдаёт жюри.Пока жюри подводит итоги, ведущий просит отгадать слова по их лексическому значению.) «ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА» Какой-то прибор, машина, которые работают без участия человека. (Автомат) Выражение, взятое кем-либо как руководящее правило поведения, деятельности. (Девиз) Справочная таблица с последовательным перечислением всех дней года. (Календарь) Разновидности капусты, у которой съедобными являются утолщения на стебле. (Кольраби) Учёный, занимающийся изучением языка и литературы. (Филолог) (Жюри сообщает результаты третьего конкурса, и соревнование продолжается. ЗАДАНИЕ 4 Учитель: - В зашифрованных словах нам встретилось несклоняемое существительное. Узнали его? Дайте определение несклоняемых существительных. (Ответы) Сейчас каждая команда получит карточку, на которой записаны несклоняемые имена существительные. Вам нужно составить такие словосочетания с этими существительными, чтобы стал понятен их род. Карточка с заданием: Тюль Кофе Пенальти Кашне Кольраби Авеню Како Кино Тире Жюри (Как только задание выполнено, учащиеся отдают карточку жюри.) ЗАДАНИЕ 5 Учитель: - Неисчерпаемы возможности русского языка. Видите, в трудных случаях одна часть речи помогает другой, и нам всё становится ясно и понятно. А ещё русский язык очень любит различные фокусы. Вы, наверное, видели, как в цирке фокусник кладёт в свой цилиндр один предмет, а достаёт другой. Вот и русский язык предоставляет сообразительным ученикам возможность почувствовать себя в роли фокусника: одно слово превратить в другое, переставляя в нём буквы. Например (записывает на доске), возьмём слово «стирка». Немного поколдуем, и вот уже из «стирки» получился «старик». Правда, здорово? Сейчас каждая команда получит слова, которые нужно будет превратить в другие. Карточка с заданием: Колос Сила Пила Весна Тело Пальто Лакей Подвода Мошкара (Ответы – сокол, лиса, липа, навес, лето, лейка, водопад, ромашка) (Жюри учитывает скорость и правильность выполнения.) ЗАДАНИЕ 6 Занимательный рассказ Учащиеся получают текст с пропусками. Нужно подобрать такое слово, которое подходит на место первого пропуска, причём это слово должно включать в себя все другие слова-пропуски. Карточка с заданием: Охотники … сигнал. У горы, где был пово…, … лес дровосеки. Они … каждому охотнику по палке, и охотники ушли в лес. Передние непрерывно … , сзывая отстававших, и … ветви, которые мешали идти. По пути охотники … двух гадюк. Их долго … палками. - А гадюки ядовитые … нет? – спросил молодой охотник. - Ты … это спрашиваешь? – укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы … самому знать. (Ответ – «протрубили») Учитель: - Как богат наш язык! Из одного мы получили целых десять! Из слов, как вы знаете, мы можем составить словосочетания и предложения. А что мы получим, если свяжем предложения по смыслу и грамматически? Правильно, текст. Так что такое текст? Мне вот в руки попался какой-то непонятный текст – в нём нет ни одного знака препинания. Может быть, вы мне поможете и вычлените предложения из этого текста? (Приглашаются представители от команд.) ЗАДАНИЕ 7 Кисель там варят из резины Там шины делают из глины Кирпич там жгут из молока Творог готовят из песка Стекло там плавят из бетона Плотины строят (Жюри оценивает работу) Учитель: - Умницы! Быстро справились с заданием. Ответьте, пожалуйста, с помощью каких средств связи соединены предложения в этом тексте?. ЗАДАНИЕ 8 Учитель: - Я думаю, наш гость король Русский Язык доволен вашими знаниями и рад, что попал к таким думающим ученикам. Ему будет приятно услышать из ваших уст, за что же вы его любите и почему считаете нужным прекрасно владеть русским языком. Итак, уважаемое жюри, наш последний конкурс – домашнее задание. Каждая команда готовила признание в любви к родному языку. Сейчас представитель от команды сделает это признание. Самое трогательное получит лишний балл. Возможно, он окажется решающим. (Жюри выслушивает выступления учащихся и оценивает их.) Король Русский Язык: - я тронут вашими признаниями. Мне хочется всех вас наградить, но я обещал, что во дворец войдут самые лучшие из вас. Сосчитайте, пожалуйста, количество заработанных жетонов.(Каждая команда называет количество жетонов.Король обращается к победителям.) - Я поздравляю вас с победой и вручаю вам этот драгоценный свиток. Берегите мои достоинства и используйте их на благо русского народа, который говорит на самом замечательном в мире языке. Ещё я хочу вам подарить вот эти волшебные ручки. Они приносят удачу (вручает подарок). Всего вам самого доброго и успехов в изучении русского языка! Использованная литература:
Л. Успенский. «Слово о словах» Э. Вартаньян. «Из жизни слов» Э. Вартаньян. «Путешествие в слово» Н.М.Шанский. «В мире слов». С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка».