Год памяти и славы 2020.

122

Дополнительное образование в МБОУ Юловская СОШ№6

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:

-        максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;

-        обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную значимость обучающихся;

-        дает возможность ученику открыть себя как личность;

-        предоставляет возможность творческого развития по силам, интересам;

-        активно использует возможности окружающей социокультурной среды;

-        побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;

-        обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

            В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.

Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

      При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:

-        принцип непрерывности и преемственности;

-        принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования;

-        принцип вариативности;

-        принцип гуманизации и индивидуализации;

-        принцип добровольности;

-        принцип деятельностного подхода;

-        принцип творчества;

-        принцип разновозрастного единства;

-        принцип открытости системы.

1.2.Нормативно-правовая база системы дополнительного образования

            МБОУ Юловская СОШ №6 является общеобразовательным учреждением начального общего, основного общего, среднего общего образования. Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в ОУ и технологии его реализации.  Программа разработана на основе нормативных документов:

·         Конституция РФ. Основной Закон Российского государства

·         Трудовой кодекс РФ.

·         Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·         Конвенция о правах ребенка (утверждена генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.).

·         Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

·         Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ № 374 от 6.10.2009 года.

·         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года.

·         Областного Закона «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 г. №26-ЗС;

·         Методические рекомендации по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов(утв. Минобрнауки России 01.07.2014 N ВК-102/09вн).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г. Регистрационный N 30468.

·         СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

·         Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей""

·         Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

·         Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

·         Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

·         Методические рекомендации по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов (утв. Минобрнауки России 01.07.2014 N ВК-102/09вн).

·         Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №24/4.1.1-52.26.\м от 26.08.2014 г. «О недопустимости изменения примерной структуры (объединения, разделения, формулирования названий разделов рабочих программ и др.) с учетом особенностей образовательной организации и сложившейся практики рабочих программ»;

·         Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

·         Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

·         Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.

·         Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497

·         Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827) и комплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 г. № 3274п-П8)

·         Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей - Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана 2017– 608 с.

·         Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»

·         Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3

·         Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

·         Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

·         Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375, об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

·         Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

·         Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

·         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

·         Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»

·         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

·         Устав МБОУ Юловской СОШ №6

·         Учебный план по дополнительному образованию школы.

·         Положение о дополнительном образовании обучающихся.

·         Должностная инструкция педагога дополнительного образования

1.3.  Цель программы

       Цель Программы: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

 

1.4. Задачи программы

 Данная Программа призвана решать следующие задачи:

1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.

2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.

3. Сформировать условия для успешности обучающихся.

4. Организовать социально-значимый досуг.

5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные удовлетворяющие запросам обучающихся.

6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.

7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.

8.      Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость подростков.

9.      Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного образования
в школе.

         С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

         Уровень основного общего образования.

         Формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

Уровень среднего общего образования.

Предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

 

В школе возможна реализация  следующих направленностей дополнительного образования:

·         Социально- педагогическая направленность

·         Туристско- краеведческая направленность

·         Естественнонаучная направленность

·         Спортивно- оздоровительная направленность

·         Техническая направленность

 

Социально - педагогическая направленность.

            Цель социально- педагогического направления, вне зависимости от их содержания, - повысить уровень готовности обучающихся среднего и старшего школьного возраста к освоению программы профессионального (среднего и высшего) образования; создать условия для расширения знаний в областях профессиональной деятельности, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда. Кроме того, данные программы направлены на общекультурное развитие школьников, развитие их коммуникативных навыков, повышение психологической и эмоциональной устойчивости личности.

К этой же направленности относятся психологические тренинги, школы общения для подростков.

В основе деятельности объединений для детей школьного возраста лежит инновационная технология «проектирования ближайшего будущего». Подростки учатся анализировать реально существующую ситуацию и находить способы превращения ее в желаемую.

Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих.

Обучающиеся проявляют потребность в осмыслении социальных процессов и явлений, желание совершенствовать окружающую жизнь и умение доводить взятое на себя обязательства до общественно значимого результата.

Туристско – краеведческая направленность

           Туристско – краеведческое направление – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам.

Естественнонаучная направленность

           Цель: формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек – природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

            Основные задачи:

-        научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой;

-        воспитывать творческую и целеустремлённую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать и добиваться положительных результатов;

-        раскрыть законы взаимоотношений меду человеком, культурной и природной средой на основе имеющихся у ребят знаний;

-        дать представление о науке экологии;

-        изучать растительный и животный мир родного края;

-        научить детей самостоятельно ставить проблему, выдвигать гипотезу, задавать научные вопросы и искать для них решение;

-        обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-        развивать экологическое мышление, познавательный интерес через проектную деятельность;

-        развивать познавательный интерес обучающихся, творческую активность и коммуникативные универсальные учебные действия школьников;

-        формировать и развивать у  обучающихся умения и навыки проектного поиска.

-        воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать;

-        воспитывать любовь ко всему живому, потребность к охране окружающей среды;

-        активизировать деятельность детей посредством сотрудничества и создания ситуаций успеха;

-        формировать культуру поведения в природной и социальной среде;

-        формировать основы здорового образа жизни;

-        воспитывать экологически грамотного человека.        

Спортивно- оздоровительная направленность

          Целью дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.

Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:

-        создание условий для развития физической активности обучающихся с соблюдением гигиенических норм и правил;

-        формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;

-        организация межличностного взаимодействия обучающихся на принципах успеха;

-        укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;

-        формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ;

-        оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.

Техническая направленность

            Цель:  формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).

Работа с обучающимися предполагает по научно-технической направленности развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Развивается интерес детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

Учебный план на 2019-2020 учебный год

Учебный план дополнительного образования школы сформирован в соответствии с нормативно-правовой базой и соответствует требованиям, установленным СанПин 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 1993).

            Занятия проводятся во второй половине учебного дня, распределение часов и занятий зависит от конкретной программы, наполняемость групп также регламентирована соответствующими инструкциями.

            Контингент обучающихся дополнительного образования:

            1 уровень – 5-9 классы (11-16 лет)

2 уровень – 10-11 классы (17-18 лет)

По учебному плану рассматривается такая направленность как:

№ п\п

Направления

Название кружка

Руководитель

Кол-во часов

Класс

1

Социально-педагогическое

«Родное слово»

В.В.Рыбальченко

2

9

2

«Военно – патриотический клуб «Витязь»

Н.П. Давыдова

1

9-11

3

ЮИД                                                  «Дорожный патруль»

Г.В.Чикунова

2

5

4

«Великий и могучий»

В.В. Рыбальченко

2

9-11

5

«В мире права»

Н.П. Давыдова

1

9

6

Туристко-краеведческое

«Знай и люби свой край»

Л.В. Демченко

1

9-10

7

Естественно-научное

«Тайны естествознания»

Л.В.Юрьева

2

5-9

8

«Максимум»

Г.В.Жадько

2

9

9

Спортивно-оздоровительное

«Чемпион»

О.В.Бутова

1

9-11

10

«Олимп»

О.В.Бутова

2

6-8

11

Техническое

«Мир удивительных веществ»

Г.В. Жадько

1

9-11

12

«Камертон»

Г.В. Жадько

1

8-10

 

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей"

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 "О СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ"

Национальный проект "Образование" - ПАСПОРТ УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ" - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 ноября 2018 г. № 196

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронн

Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей - Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительноеобразование для детей». – М.: Фонд новых форм развития об

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827) и комплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 г

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.